Особенности психического развития детей 4-5 лет
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Главный вопрос этого возраста: «ПОЧЕМУ?»
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях проявляется в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.
Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения. Что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Главная задача родителей: чтобы не погасить любознательность ребенка, необходимо как можно более подробно и ярко отвечать на все вопросы ребенка, объяснять явления окружающего мира, поступки людей.
Снижается чувствительность к физическому дискомфорту. Ребенок развивается, становится более выносливым физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам, чем раньше.
Более значимо и интересно становится для ребенка общение со сверстником. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку: девочки дружат и играют с девочками, а мальчики с мальчиками. Игровые объединения становятся более устойчивыми, чем раньше.
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процесс которого ребенок включает себя, своих близких в цепь самых невероятных событий. Взрослым необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетных линий, давать нравственные оценки поступкам героев. Таким образом, взрослые будут направлять познавательное, нравственное развитие ребенка.
Главное достижение этого возраста: развитие коммуникации (учатся договариваться, совместно действовать), осваивают элементарные обязанности, физическое развитие (чрезвычайно подвижны). И задача взрослого помочь ребенку в этом.