Игры для тренировки внимания
Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.
Особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, - он еще плохо владеет своими чувствами. Научить ребенка управлять своим вниманием – значит, научить его планировать наблюдения, работать системно, проговаривая последовательность своих действий.
Игры для тренировки внимания
1. Угадай-ка (умение концентрировать внимание, соотносить услышанное с увиденным ) 3-4 года.
Для игры необходимы разнообразные рисунки.
Взрослый описывает какую-нибудь картинку, а ребенок должен ее найти.
Комментарий: взрослый может разложить рисунки по комнате (повесить или прикрепить к чему-нибудь). Ребенок должен внимательно выслушать описание картинки, а затем найти ее.
2. Разные слова (способность к переключению внимания, расширяет кругозор ребенка, познавательную активность).
Взрослый называет различные слова: стол, чашка, кровать, воробей, береза и т.д. Участники (члены семьи) должны по предварительной договоренности условленным способом отреагировать на определенные слова.
Например: хлопнуть в ладоши – животное;
встать – растение;
топнуть – другой предмет.
Начинать необходимо с одного способа реагирования и постепенно доходить до трех способов.
3. Продавец и покупатель (концентрация внимания).
Взрослый, предварительно познакомив ребенка с продуктами, помещает продукты в коробки. Коробки встряхивает и дает возможность ребенку прислушаться к издаваемому каждым продуктом звукам.
Из играющих выбирается продавец. Перед ним две коробки (затем их число увеличивается до 8-10), в каждой из которых разный продукт, например, горох, пшено, мука, конфеты и т.д.
«Покупатель» приходит в магазин, здоровается и просит продать ему, например, конфеты. «Продавец» предлагает найти их (коробки закрыты, поэтому можно выбрать только по звуку).
4. Кто лучше нарисует (устойчивость внимания) 5-7 лет.
Ребенку дают лист бумаги и карандаш. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза (или надевает повязку) и с закрытыми глазами нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, забором и двумя деревьями по обеим сторонам домика. А потом открыть глаза и посмотреть, что получилось.
Если играют все члены семьи, то можно выбрать самого внимательного художника.
5. Художник (развитие внимания, памяти и речи).
Играют все члены семьи. Ребенок представляет, что он художник. Его задача – внимательно рассмотреть того, кого он будет рисовать, а потом отвернуться и описать его словами. Другие по описанию должны догадаться, о ком идет речь.
Портрет должен касаться только внешних особенностей того или иного человека.
6. Ловись рыбка (развитие ловкости, внимания) 5-6 лет.
Необходимы: нитка длиной 1,5 м. с привязанной к ней палочкой на конце.
Нитку привязывают к поясу детей. Задача – поймать «рыбку», т.е. наступить на палочку другого игрока и оторвать ее. Тот, кто остался без палочки, выбывает из игры, а собравший наибольшее количество палочек – победитель.
(Сложность игры в том, что ребенку приходиться следить за своей палочкой, а не только отрывать у других)
Выполняя необычные упражнения и играя с детьми, вы не только поможете им развить уверенность в себе, воображение, ловкость, смекалку, но и получите огромную радость от общения друг с другом, завоюете доверие и дружбу с ребенком.